Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
[CALENDAR_TITLE]
[CALENDAR]

Главная » » Регистрация » ВходСуббота
18.05.2024
18:19
Главная » 2013 » Март » 31 » Развитие скоростно-силовых способностей у учащи�
01:23
 

Развитие скоростно-силовых способностей у учащи�

Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности

Новицкий П. И., кандидат педагогических наук, доцент УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», Белоруссия

Ключевые слова: дети, интеллектуальная недостаточность, двигательные возможности, скоростно-силовые способности. Аннотация. Существенно отличающийся уровень проявления двигательных возможностей у детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности, диктует необходимость дифференцированного подхода в процессе решения задач по развитию физических качеств. В статье приведены результаты исследования возрастных изменений скоростно-силовых способностей у детей массовых учреждений образования и детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности, подтверждающие единство общих закономерностей психомоторного развития в условиях нормального и нарушенного интеллектуального генеза, отмечены и специфические особенности.

Вступление

Дифференцированный подход в процессе решения задач по развитию физических качеств у детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности должен реализовываться не только по ситуации в ходе непосредственного проведения уроков физической культуры, что, несомненно, имеет постоянное место в практической деятельности школ, но в первую очередь, в планировочной деятельности учителя (перспективном, этапном и оперативном планировании). Последнее не может быть осуществимым без достаточной суммы интегрированных научных знаний по теории и методике физического воспитания детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности (СИН), о функциональных возможностях организма в разные периоды развития и созревания его основных систем, о возрастных особенностях проявления двигательных способностей в условиях нарушенного интеллектуального генеза, при различном симптомокомплексе нарушений и т. д. К сожалению, арсенал таких знаний, необходимых для объективной разработки специальных методик и алгоритмов многолетнего педагогического управления развитием физических качеств у детей с умеренной и тяжелой СИН, сегодня ещё сравнительно мал. Результаты проведенного нами исследования лишь в некоторой мере восполняют дефицит этих знаний. Часть материалов этой работы, касающиеся возрастных особенностей развития скоростно-силовых способностей (ССС) у учащихся с различной СИН представлены в данной статье.

Скоростно-силовые способности представляют комплексное физическое качество, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений. Сочетанием таких динамических и временных характеристик обладают множество двигательных действий, совершаемых верхними и нижними конечностями. К действиям руками, как правило, относятся разнообразные броски, толчки, метания, удары; к действиям ногами - спрыгивания, подскоки, быстро выполняемые движения с преодолением сопротивления, но чаще всего - разнообразные прыжки.

Прыжковые движения занимают особое место в двигательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются неотъемлемой частью большинства подвижных игр, вся настоящая и будущая жизнедеятельность неизбежно связана с многообразными проявлениями прыжковых действий.

В процессе выполнения различных видов прыжков вырабатывается сложная координация движений, совершенствуются проприоцептивная чувствительность, двигательный, зрительный, вестибулярный анализаторы, активизируется работа всех систем и функций организма [1].

Еще П. Ф. Лесгафт и В. В. Гори-невский, анализируя педагогическое значение различных видов прыжков, отмечали, что с их помощью значительно укрепляется опорно-двигательный аппарат, упражняются мышцы конечностей, спины и брюшного пресса, что способствует бурному развитию скоростно-силовых функций двигательного анализатора растущего организма [2].

В связи с этим при качественном анализе психомоторных проявлений человека, специалисты в числе разнообразных двигательных способностей выделяют и «прыгучесть» (Папышева В., 1957; Макаров А. Н., 1958; Zohman W., 1961; Верхошанский Ю. В., 1970 и мн. др.).

Прыгучесть в данном случае понимается как «комплексная синтетическая качественная особенность проявления моторики человека, характеризующая мощность скоростно-силовых движений в форме прыжка» [3].

Не случайно и одним из наиболее распространенных тестов для оценки ССС ног является прыжок в длину с места (ПДМ), как «сквозное» контрольное упражнение в педагогическом процессе всех учреждений, обеспечивающих непрерывное физкультурное образование детей и учащейся молодежи.

В современной науке, естественный процесс индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни с момента внутриутробного зачатия до глубокой старости определяется понятием онтогенез. В случаях с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья, внутренние и внешние факторы, лимитирующие возрастное развитие индивида взаимодействуют иначе. Первичные и вторичные дефекты состояния организма нарушают естественный ход этого процесса, который превращается в дизонтогенез. В отношении детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН), в этих случаях говорят о развитии с нарушенным интеллектуальным генезом, а возрастное становление психомоторики растущего организма приобретает целый ряд специфических особенностей, углубленное изучение которых остается актуальным вопросом в теории и методике адаптивной физической культуры.

Организация исследования

Анализ возрастных особенностей проявления ССС мышц ног у учащихся с различным уровнем умственного развития (от нормы до тяжелой степени интеллектуальной недостаточности) на школьном этапе онтогенеза и дизонтогенеза, осуществлялся по результатам выполнения прыжка в длину с места. В организованном нами массовом обследовании различных показателей физической подготовленности приняло участие 4500 учащихся обоего пола в возрасте от 7 до 19 лет из 34 вспомогательных школ Беларуси и более 15 тысяч учащихся 6-17 лет общеобразовательных школ Витебского региона. Математическая обработка, внесенных в компьютерный банк данных обследования, осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 11.0 и Microsoft Excel. Представленные в статье данные относятся к школьному периоду от 8 до 17 лет, затрагивая наиболее распространенный возрастной диапазон учащихся в 9-летнем учебном процессе вспомогательной школы.

Величина абсолютных значений прыжков, участвовавших в обследовании детей с ИН различного возраста, показывает, что у 7-8 летних учащихся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности (УСИН) и 8-12 летних - с тяжелой (ТСИН), воспроизведение прыжковых заданий, в том числе ПДМ, соответствует уровню возможностей, сопоставимому с нормально развивающимися детьми 4-5-летнего возраста. Выполнение прыжковых заданий этой категорией школьников указывает на недостаточное развитие регуляторных механизмов и механизмов управления прыжковыми формами движений, в силу чего многие дети не в состоянии абстрактно выполнить двигательную установку в том же ПДМ. Поэтому, свои лучшие результаты, они не могут показать, если перед ними нет видимого наглядного препятствия, которое необходимо преодолеть или не созданы установка и ориентир, до которого или к которому нужно прыгать (например, учитель просит допрыгнуть до него). В связи с этим, как и в рекомендациях при оценке ПДМ у детей дошкольного возраста [4], для демонстрации школьниками с УиТСИН максимальных результатов необходимо пользоваться удобными для них ориентирами. В частности в нашем исследовании, в качестве ориентира использовалась полоска цветной бумаги, которая перемещалась на 1015 см дальше, чем результат предыдущего прыжка. Кроме того, во избежание сбивающего характера установок, если дети их с трудом осознавали или не понимали, у некоторых обследованных детей настойчиво не требовалось строгого выполнения исходного положения перед прыжком (типа «стань у этой у линии», «не заступай за линию» и т. п.). В таких случаях результат отмерялся не от линии, а от истинного места отталкивания.

Результаты исследования

Изменение результатов прыжка в длину с места у 8-17 летних учащихся, имеющих различный уровень умственного развития, показывает в основном линейную связь их увеличения с возрастом (рис. 1, 2). Исключение составили лишь 17-летние девушки с умеренной СИН, у которых результаты прыжка в этот период регрессировали и оказались статистически достоверно ниже данных предыдущей возрастной группы.

Рис. 1.

Рис. 1. Скоростно-силовые способности школьников 8-17 лет с различным уровнем умственного развития (по результатам прыжка в длину с места).

Рис. 2.

Рис. 2. Скоростно-силовые способности школьниц 8-17 лет с различным уровнем умственного развития (по результатам прыжка в длину с места).

Средние показатели скоростно-силовых способностей (ССС), обследованных групп учащихся с различной СИН, указывают на их непосредственную связь с тяжестью нарушений умственного развития: в большинстве одновозрастных групп более выраженная СИН, сопровождается и более низкими показателями ССС, хотя статистическое подтверждение достоверности этих различий между пограничными по диагнозу ВПГ выявляется не всегда (таблица 1, 2). Среди детей с различной СИН, наиболее высокие результаты ПДМ, почти во всех возрастно-половых группах (ВПГ), имеют учащиеся с легкой СИН. Превосходство их возможностей в выполнении ПДМ, над учащимися с ТСИН, во всех ВПГ имеет статистическое подтверждение достоверности; при сравнении с учащимися с УСИН, достоверность наблюдаемой разницы средних результатов ПДМ между группами не всегда подтверждается.

Таблица 1

Показатели прыжка в длину с места (см) у школьников с различной СИН

Мальчики, юноши Возраст, ЛСИН УСИН ТСИН t лет
Х±а n Х±а n Х±а n 1-2 2-3 1-3 1 2 3 8 96,46±19,72 35 86,82±33,95 17 70,20±30,91 5 ** 9 115,09±21,73 101 92,21±29,89 38 80,17±2940 12 *** *** 10 124,68±23,01 154 119,11±21,39 53 97,29±39,41 31 ** *** 11 133,10±22,00 205 118,89±26,12 55 101,48±27,76 27 *** * *** 12 141,67±23,84 258 130,69±27,03 72 107,80±27,42 25 *** *** *** 13 152,00±22,88 247 131,01±34,31 81 113,92±35,93 37 *** * *** 14 161,89±23,31 257 146,53±38,56 62 113,60±44,03 40 *** *** *** 15 175,60±24,27 269 155,60±29,50 63 133,91±36,63 44 *** *** *** 16 181,06±27,25 232 165,21±30,13 62 138,72±45,81 39 *** ** *** 17 187,33±26,90 126 180,00±35,39 34 152,81±35,40 37 ** ***

Примечание: t- достоверность различий по Стьюденту: * - P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001.


Таблица 2

Показатели прыжка в длину с места (см) у школьниц с различной СИН

Девочки, девушки Возраст, ЛСИН УСИН ТСИН t лет
Х±mx n Х±mx n Х±mx n 1-2 2-3 1-3 1 2 3 8 96,77±20,38 35 89,82±24,05 11 64,63±36,20 8 ** 9 102,26±20,33 62 97,19±22,33 16 83,00±31,67 10 * 10 112,32±22,26 91 105,00±25,15 39 87,53±27,61 19 * *** 11 127,37±23,74 101 113,52±23,22 29 90,16±30,91 19 ** ** *** 12 130,59±20,58 140 124,22±25,47 46 89,57±38,95 30 *** *** 13 141,46±23,64 130 124,03±23,92 29 100,35±33,37 26 *** ** *** 14 145,28±24,09 136 133,40±27,79 52 105,03±37,71 33 ** *** *** 15 147,56±24,30 151 141,64±25,21 39 114,81±38,18 27 ** *** 16 153,93±21,68 148 147,13±26,84 40 107,96±37,15 26 *** *** 17 148,64±22,51 58 131,31±32,36 32 117,71±24,37 21 ** ***

Примечание: t- достоверность различий по Стьюденту: * - P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001.

Сравнение результатов прыжков в длину с места у школьников и школьниц, показывает, что кроме 8 летнего возраста, во всех ВПГ у детей с легкой СИН представители мужского пола имеют более высокие результаты. Результаты прыжка в длину с места

(ПДМ) у 8 летних мальчиков и девочек с ЛСИН, находятся практически на одном уровне (96,46 и 96,77 см). Но при рассмотрении их от максимальных значений, регистрируемых у тех и других в 17-летнем возрасте, эти показатели составляют, соответственно 51,49 и 65,1%. За период обучения в школе суммарный рост результатов ПДМ от 8 до 17-ти лет в группах школьников с ЛСИН составил 90,87 см или 94,2%. У школьниц этот показатель диапазона возрастных позитивных изменений оказался существенно ниже и составил 51,87 см или 53,6%.

При сравнении средних показателей прыжка в длину с места во всех обследованных группах детей, абсолютное превосходство в развитии ско-ростно-силовых способностей ног имеют учащиеся общеобразовательных школ. Значительно превосходя своих 8-летних сверстников с ИН, они сохраняют это преимущество вплоть до окончания школы, показыва я в 17 лет более высокие результаты ПДМ на 18,27 - 44,99% (юноши) и на 19,37 -50,74% (девушки).

Если показатели физической подготовленности 17-летних выпускников общеобразовательных школ, выступающие как итоговые показатели развития физических качеств к концу школьного онтогенеза, рассматривать в качестве возрастных ориентиров (ожидаемых или прогнозируемых в «норме»), то возникает непосредственный интерес: «как соотносится с этими ориентирами ход развития физических качеств у школьников в процессе сохранного и нарушенного интеллектуального генеза?», «насколько общие или разные закономерности онтогенеза и дизон-тогенеза отдельных физических качеств?».

Динамика возрастного приближения (в %) результатов прыжка в длину с места у учащихся с ИН и без, к ориентировочному результату (принятому за 100%), достигаемому на выпуске из массовой школы, представлена на рис. 3 (на примере представителей мужского пола). В качестве ориентировочных результатов прыжка в длину с места, достигаемых юношами с сохранным интеллектом к моменту завершения школьного образования был выбран средний результат 17-летних школьников - 221 см, обучающихся в общеобразовательных школах Витебского региона (у девушек - 177 см).

Характер возрастного изменения ССС у учащихся относительно опосредованной нормы их уровня развития к концу школьного возраста, четко иллюстрирует наличие общих тенденций в возрастной динамике этого морфофункционального показателя у всех рассматриваемых групп обоего пола.

Не смотря на то, что учащиеся вспомогательных и общеобразовательных школ, объективно различаются по психомоторным возможностям, образу жизни, условиям воспитания и обучения, результаты ПДМ у тех и других, находясь на разном качественном и количественном уровнях, в тоже время, примерно в едином ритме и направлении, почти параллельно друг другу, прогрессируют от младшего к старшему школьному возрасту, достигая наибольшего приближения к 17-ти летнему ориентиру в 15-17 лет. Это ещё раз доказывает, что психомоторное развитие, как нормально развивающихся детей, так и с различной степенью ИН, несмотря на особенности и тяжесть нарушений ЦНС, сохраняет общие закономерности и тенденции возрастного роста и совершенствования его морфофункциональных показателей.

В процентном выражении удаленность от 17-летнего возрастного ориентира в каждой группе учащихся, на протяжении всего школьного возраста выглядит по-разному. Результаты прыжка в длину с места у 8-летних учащихся, не имеющих отклонений в умственном развитии, составляют от результата ожидаемого в 17-летнем возрасте 59,85% (у мальчиков) и 70,11% (у девочек). У школьников с лёгкой, умеренной и тяжелой СИН эти показатели составляют, соответственно, 43,53%, 39,19% и 31,68%; у их сверстниц - 54,54%, 50,62% и 36,42%. С 8 и до 17-летнего возраста в наибольшем удалении от ориентировочного результата ПДМ к окончанию школы, постоянно находятся учащиеся с ТСИН, несколько ближе - дети с УСИН, и в промежуточном положении, между ними и учащимися с нормальным уровнем интеллекта - дети с ЛСИН.

Рис. 3.

Рис. 3. Возрастное приближение результатов прыжка в длину с места (в %) у школьников с недостаточным и нормальным уровнем интеллекта к показателю 17-летних юношей общеобразовательной школы.

О значительной разнице двигательного возраста учащихся массовых и вспомогательных школ (по среднеарифметическим результатам ПДМ в различном возрасте), свидетельствует то, что мальчики и девочки с ЛСИН, только к рубежу показателей развития ССС 8-летних детей из массовых школ, приближаются в 11-летнем возрасте. Мальчики и девочки с УСИН, выходят на это уровень развития ССС, соответственно, в 13 и 12 лет; мальчики с ТСИН — лишь в 15-летнем возрасте (т. е., почти к окончанию школы), а девочки и вовсе не достигают этого уровня (рис. 4, 5).

Рис. 4.

Рис. 4. Сравнительные результаты прыжка в длину с места (в см) у мальчиков различного возраста детских дошкольных учреждений образования (детские дома, сады, средние школы) и вспомогательных школ (по данным М. Н. Дедулевич; О. А. Барабаш; П. И. Новицкого).

Рис. 5.

Рис. 5. Сравнительные результаты прыжка в длину с места (в см) у девочек различного возраста массовых учреждений образования (детские дома, сады, средние школы) и вспомогательных школ (по данным М. Н. Дедулевич; О. А. Барабаш;

Анализ возрастных изменений результатов ПДМ всех групп обследованных учащихся обнаружил, что более выраженные годовые приросты показателей ССС имеют место у детей с тяжелыми формами нарушений умственного развития: с У и ТСИН.

Средний результат прыжка в длину с места у мальчиков с нормальным уровнем интеллекта к 8 годам достигает 132,63 см, что существенно превышает (на 37,49% и более) показатели сверстников с ИН. В тоже время, суммарный показатель, произошедших с 8 до 17 лет прогрессивных изменений в результатах прыжка, у учеников общеобразовательных школ (67,05%) оказывается ниже, аналогичных показателей у школьников с различной СИН (94,74-117,67%) (таблица 3).

Таблица 3.

Суммарный показатель изменений с 8 до 17 лет результатов прыжка в длину с места у учащихся с недостаточным и нормальным уровнем интеллекта (8-17 лет).

Группы учащихся Мальчики Девочки Суммарный сдвиг годовых изменений см % см % ЛСИН 90,87 94,74 51,87 53,6 УСИН 93,18 107,32 41,49 46,19 ТСИН 82,61 117,67 53,09 82,12 Норма 88,94 67,05 53,02 42,61

У девочек общеобразовательных школ в 8 лет превышение среднего результата ПДМ над его показателями у сверстниц с ИН составляет 28,57% и более. Однако суммарные изменения результата ПДМ в интересующем нас периоде онтогенеза с 8 до 17 лет, у школьниц с сохранным интеллектом оказываются значительно ниже (42,61 %), чем у школьниц с различной СИН из вспомогательных школ (46,19-82,14%).

Все это указывает на то, что динамика психомоторного развития учащихся с ИН обоего пола в течение рассматриваемого отрезка времени школьного периода была более агрессивной, чем у учащихся без нарушений в развитии; возрастное позитивное изменение уровня физических возможностей, по сравнению с нормально развивающимися детьми, развертывалось как бы ускоренными темпами. Так если, произвести экспресс-оценку уровня развития ССС, например, у мальчиков с умеренной и тяжелой СИН на основе определения их темпов прироста [5] от 8 к 17-ти годам, то значения составят, соответственно 69,84% и 74,08%, а у школьников из общеобразовательных школ ниже: 50,12%.

У школьников с ЛСИН на протяжении рассматриваемого (школьного) периода с 8 до 17 лет, как и у их сверстников из общеобразовательных школ, результаты прыжка в длину с места ежегодно возрастают, различными по величине приростами (от 6,01 до 18,63 см или от 5,43 до 20,5%).

Наибольшие приросты результатов ПДМ (13,57 - 14,855) у учеников из общеобразовательных школ наблюдается между 8-9, 13-14 и 15-16 годами. В это же время отмечается их максимальный годовой прирост и у школьников с ЛСИН: в интервалах 8-9 (20,5%) и 14-15 лет (15,08%).

У школьников с УСИН максимальный прирост ССС совпадает с возрастным интервалом между 9-10 годами (28,87%); хорошо выраженные годовые приросты (в среднем на 15,6%), также наблюдаются в интервалах 1112, 13-14 и 16-17 лет. Ушкольников с ТСИН - возрастные интервалы между 9-10 и 14-15 годами, характеризуются резкими увеличениями приростов результатов ПДМ (на 20,73 -24,58%); между 16-17 годами этот прирост составляет 17,06%.

Самый высокий индекс интенсивности роста [6] ССС (по возрастному изменению результатов ПДМ) у школьников с ЛСИН отмечается в интервале между 8-9 годами (i=2,49).

В периоды между 9-10 и 14-15 годами индексы ниже, но превышают 1,01, что также дает основание их рассматривать, как периоды представляющие интерес для планирования сроков и задач по повышению уровня ССС детей, через более акцентированное использование специальных средств физической подготовки, в возрастных интервалах, наиболее чувствительных к интенсивному росту этого физического качества. На повышенную и высокую степень чувствительности ССС к развитию в интервалах 9-10, 10-11, 14-15, 1516 лет указывают и целый ряд авторов (Барбашов С. В., 1991, 1992; Баранов В. М., 1991; Лях В. И., 1992; Гужаловский А. А., 1978 и др.), изучавших сензитивность различных показателей физической подготовленности школьников общеобразовательных школ. В обследованной нами многочисленной выборке учащихся без нарушений в развитии, определение индекса интенсивности роста ССС указывает на наличие сензитивных периодов в интервалах 8-9 лет (i=1,55), а также 9-10, 10-11, 13-14 и 15-16 лет, с индексами (i) от 1,09 до 1,22.

Среди возрастных периодов характеризующихся повышенной интенсивностью роста ССС ног у остальных групп школьников с ИН, выделяются:

- между 9-10, 11-12, 13-14 и 1617 годами с наибольшим индексом интенсивности роста способностей в интервале 9-10 лет (i=3,34) - у школьников с УСИН;

- между 8-9, 9-10, 14-15 и 16-17 годами с высокими значениями индексов в интервалах 9-10 (i=2,31) и 14-15 лет (i=1,94) - у школьников с ТСИН.

У девочек и девушек из общеобразовательных школ, как и у школьников, годовые приросты результатов ПДМ с 8 до 17 лет имеют тенденцию консолидации позитивных изменений. Наиболее высокие приросты (от 8,51 до 15,38 см или от 16,05 до 29,01%) приходятся на возрастные интервалы 8-9 и 10-11 лет. У школьниц с ЛСИН такие приросты результатов прыжка отмечены между 10-11 и 12-13 годами, соответственно, 15,05 см и 10,87 см или 29,01 и 20,96%. В интервале между 16-17 годами в этой группе девушек наблюдается снижение результатов ПДМ (- 10,2%). Удевочек и девушек с УСИН достаточно высокие годовые приросты ПДМ (в среднем 20,89%) начиная с 8-летнего возраста сохраняются до возрастного интервала 14-15 лет (исключение составил лишь один интервал - между 12-13 годами). У школьниц с ТСИН наиболее высокие годовые приросты результатов ПДМ (в среднем 22,92%) совпали с интервалами между 8-9, 12-13, 14-15 и 16-17 годами.

Среди возрастных периодов характеризующихся наибольшей интенсивностью роста ССС ног (по результатам ПДМ) у школьниц с различной СИН, выделяются:

- возрастные интервалы между 910 (i=1,97), 10-11 (i=2,68) и 12-13 годами (i=1,67) - у школьниц с ЛСИН;

- возрастные интервалы в период с 8 до 12 лет (i=1,79-2,1) и 13-14 лет (i=1,68) - у школьниц с УСИН;

- возрастные интервалы между 89 (i=4,35) и 12-13 годами (i=1,84) -у школьниц с ТСИН.

По результатам разных исследований, охватывающих школьниц общеобразовательных школ, большинством вышеназванных авторов сензитивными периодами (с различной степенью чувствительности) в развитии ССС растущего женского организма, указываются возрастные интервалы между 7-8, 8-9, 9-10, 10-11 и 11-12 годами (по результатам ПДМ). Эти выводы полностью подкрепляются и результатами нашего исследования: из всех обследованных 8-17 летних школьниц без нарушений в развитии, повышенные значения индекса интенсивности роста ССС ног (i =1,01-2,95) наблюдались только в возрастных интервалах между 8-9, 9-10, 10-11 и 11-12 годами.

Заключение

Результаты исследования на фактическом материале подтверждают, что физические возможности и особенности их возрастного развития у детей с различной СИН (на примере ССС) существенно различаются. В физическом воспитании учащихся с легкой, умеренной и тяжелой ИН, это диктует необходимость строгого дифференцирования воздействий педагогического фактора с учетом возможностей занимающихся, тем более, когда средством этого фактора выступают физические упражнения.

Тем не менее, со времени появления во вспомогательных школах учебного предмета «Физическая культура», программное обеспечение и организация физического воспитания объединяли обучающихся здесь детей с Л и УСИН общей совместной учебной деятельностью. Формально на практике это продолжается и сегодня. Долгие годы отсутствие учебной программно-нормативной базы с учетом выраженности интеллектуального дефекта у детей, способствовало формализации дифференцированного подхода в преподавании не только «Физической культуры», но и многих других дисциплин учебного плана специальных школ. Первые учебные программы по образовательным предметам, разработанные с учетом познавательных возможностей, которые официально дифференцировали детей с легкими и выраженными нарушениями умственного развития, появились в массовой практике буквально несколько лет назад, после более чем 70-ти летнего советского и современного периода функционирования отечественного специального образования.

Сегодня во вспомогательных школах Беларуси дети обучаются по программам 1-го (для учащихся с ЛСИН) и 2-го (с У и ТСИН) отделений. Во многих школах формируются отдельные классы для детей 2-го отделения, создавая объективные предпосылки для полноценной практической реализации дифференцированного подхода в обучении, в том числе на занятиях физической культурой. Однако отсутствие цементирующего фактора: базового программного обеспечения физической культуры этих детей, пока сдерживает позитивное решение проблемы, давно имеющей место в национальной системе специального образования. Аналогичным образом, эта проблема касается России, Украины, Казахстана и других стран постсоветского образовательного пространства.

Выявленная в ходе исследования картина возрастных изменений ССС у детей массовых учреждений образования и детей с различной СИН, подтверждает единство общих закономерностей психомоторного развития в условиях нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

В то же время, как возрастное развитие психической сферы, имеющее отличия в сравнении с нормой [7], так и возрастное развитие силовых способностей у детей с разной СИН, отличается своими специфическими особенностями, показанными в тексте статьи. Углубленное изучение и учет таких особенностей, является необходимым условием рациональной организации, планирования и методики адаптивного физического воспитания детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности.

По прошествии дошкольного периода, значительно превосходящая по уровню развития физических качеств моторика первоклассников общеобразовательных школ, сохраняет это преимущество на протяжении всех лет обучения, вплоть до окончания школы, демонстрируя в 17 лет существенно более высокий уровень физических возможностей, чем у сверстников из вспомогательных школ. Психомоторика детей с ИН, со сложившимся низким уровнем развития ССС в условиях дошкольного периода, в последующем (школьном) периоде стремится компенсировать эти генетически не предусмотренные потери в морфофункциональном развитии организма. Основанием для такого заключения служат доказательства, что соматическая и физическая (моторная) программа возрастного развития организма в большей степени автономна и самостоятельна, чем его формирующаяся психическая сущность, и в поступательном развитии и созревании организма идет с опережением последней [8].

Безусловно, потерянные ребенком в условиях нарушенного интеллектуального генеза темп и качество психомоторного развития в дошкольном возрасте (общепризнанно имеющего статус фундаментального в психомоторном развитии человека), окажутся невосполнимыми на всех последующих этапах формирования и развития организма. Но стремление психомоторной организации организма даже тяжело умственно отсталого ребенка к полноценной реализации еще практически не раскрытых компенсаторных возможностей в преодолении сложившегося положения (противодействии состоянию дизонтогенеза), похоже намного серьезнее, чем это воспринимается сегодня, педагогической действительностью. Именно поэтому, суммарные показатели приростов и темпов развития физических качеств у детей с ИН, происходящие в период с 8 до 17 лет, существенно превышают таковые, наблюдаемые у здоровых сверстников в условиях естественного онтогенеза.

Результаты исследования показывают: наблюдаемые в возрастном развитии физических качеств «нарушенного организма» тенденции, характеризующиеся всеми закономерностями, присущими «здоровому» организму (и даже в некоторых позициях более привлекательными для педагогического фактора), являются убедительным основанием и открытой подсказкой природы в необходимости противодействия, создавшимся в таких неординарных случаях, факторам (внутренним и внешним), сдерживающим или вовсе препятствующим максимальному развертыванию психомоторной программы растущего организма.

Убедительно об этом приходится говорить в очередной раз потому, что задачи по всесторонней физической подготовке детей с умеренной и тяжелой СИН, повышению уровня их состояния здоровья, через целенаправленно используемые физические нагрузки различной направленности, до настоящего времени остаются в коррекционно-педагогическом процессе специальных учреждений образования не решаемыми. Более того, наряду с практическими проблемами осуществления такой работы на местах, вопросы научного, методического и программного обеспечения физического воспитания названной категории детей, являются, пожалуй, наиболее проблемными и наименее раскрытыми в системе специального образования воспитанников и учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

  1. Фарфель В. С. Движение, развитие, здоровье. - М.: Знание, 1964.
  2. Лесгафт П. Ф. Собр. педагогич. соч. в 4-х т. - М: ФиС, 1965.
  3. Логвинов Э. М., Янкаускас И. М. Онтогенез гомеостаза прыгучести растущего женского организма: Тезисы VIII науч. конф. республик Прибалтики и Белоруссии по проблемам спортивной тренировки. - Таллин, 1980. - С. 156-158.
  4. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие движений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1955.
  5. Сирис П. З. Темпы прироста физических качеств - факторы, определяющие потенциальную возможность спортсмена //ТиПФК. - 1973. -№4. - С. 19-22.
  6. Гужаловский А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития// ТиПФК. -1977. - №7. -С. 37-39.
  7. Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школьника: Олигофрено-психология/ В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М., 1996.
  8. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов/Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
Просмотров: 730 | Добавил: mdestans | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz